План «синтаксический разбор предложения» (9 класс)

План "синтаксический разбор предложения" (9 класс)

Связь частей сложного предложения

Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:

  • Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но
    . Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: «Солнце светило, а облака плыли».
  • Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя
    и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: «Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча».

v синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)

План разбора:

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему ССП.

  • по типу сложного предложения – сложносочинённое (ССП);
  • указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного;

1, но 2 (А. Ахматова)

Схема предложения
:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом НО со значением противопоставления; запятая ставится перед союзом но.

v синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему СПП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – сложноподчинённое (СПП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать, каким союзом или союзным словом соединены простые предложения в составе сложного;
  • вид придаточного предложения – изъяснительное, определительное, обстоятельственное (с подвидами);
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

1, 2(пока тот не отъехал за перекресток).

Схема предложения
:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, состоит из двух простых предложений, первое простое является главным; простые предложения в составе сложного соединены союзным словом ПОКА, это СПП с придаточным обстоятельственным меры и степени. Между первым и вторым простыми предложениями стоит запятая.

v синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему БСП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – бессоюзное (БСП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать средство связи простых предложений в составе сложного – смысловая или интонационная связь;
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых

Схема предложения
:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений, связанных между собой по смыслу; в предложении ставится двоеточие, так как вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Как выполнить анализ предложения по членам

Чтобы выполнить синтаксический разбор любого предложения сделайте следующее:

  1. Внимательное прочитайте разбираемое предложение с целью осознания его смысловой и семантической нагрузки;
  2. В соответствии с имеющимися в предложении грамматическими основами определите, какое это предложение – простое (одна основа) или сложное (две и более основы);
  3. Разберите, какое это предложение по цели его высказывания (побудительное – инспирирует на действие, повествовательное – излагает какие-либо факты или события, вопросительное – несёт в себе вопрос);
  4. Выясните, какое это предложение по заключённых в нём эмоциях и интонации – то есть восклицательное оно или невосклицательное.

Если предложение простое, то:

  1. Анализируем, распространённое ли оно (имеет главные и второстепенные члены) или нераспространённое (имеет только главные члены);
  2. Проводим разбор предложения по членам (как мы помним, главные члены – это подлежащее и сказуемое, а вторичные – дополнение, определение, обстоятельство);
  3. Идентифицируем в предложении однородные члены (если есть), которые связаны одним словом, а также отвечают на один и тот же вопрос;
  4. Определить присутствие осложняющих элементов – осложнённое это предложение или неосложнённое.

Если предложение сложное, то:

  1. Проводим разбор предложения на составные компоненты, определяем главные члены;
  2. Если имеются союзы, то идентифицируем их. На основании этого определяем, имеет ли разбираемое предложение союзную связь, бессоюзную связь или сочетание как союзной так и бессоюзной связи;
  3. Разбираем, сложносочиненное наше предложение (его части соединены при помощи сочинительных союзов) или сложноподчинённое (одна часть предложения зависима от другой).

Лучшие сервисы для онлайн анализа

Lexis Res

Сайт Lexis Res – один из лучших сервисов для синтаксического разбора по членам на английском языке. Главное преимущество
– подробное описание всех значений отдельно взятого слова, что поможет пользователям, изучающим английский язык.

Интерфейс состоит из двух кнопок. Команда «Analyse
» запускает процесс. Результаты доступны в нижней части страницы. Функция «Random sentences
» позволит ознакомиться с работой сайта на примере случайного предложения.

Плюсы
:

  • Подробный синтаксический анализ.
  • Отсутствие назойливой рекламы.
  • Широкий функционал сервиса.
  • Минималистский интерфейс.
  • Обширная база слов.

Минусы
:

  • Ресурс адаптирован только для английских выражений.
  • Отсутствие графических обозначений.
  • Без должных знаний иностранного языка читать подробные пояснения будет трудно.

Delph-in

Сервис Delph-in — еще один англоязычный ресурс, посвященный синтаксическому анализу. Уникальность
состоит в том, что здесь используется язык программирования Linguistic Knowledge Builder, который применяет в зарубежных университетах.

Использование метода Linguistic Knowledge Builder дает преимущества
в плане детальности и его составляющих. За визуализацию отвечает технология English Resource Grammar, которая также используется в иностранном образовании.План "синтаксический разбор предложения" (9 класс)

Достоинства
:

  • Отлично подходит для изучения узконаправленных предложений.
  • Огромное количество инструментов для синтаксического разбора по частям речи.
  • Нет ограничений на число символов.

Недостатки
:

  • Полноценно работать с сервисом смогут люди, обладающие хорошей базой английской.
  • Громоздкий интерфейс, на освоение которого придется потратить время.

MorphologyOnline

Сайт MorphologyOnline – русскоязычный ресурс, посвященный синтаксису. Интерфейс сайта умещается в одну кнопку. От пользователя требуется
ввести необходимое слово, а программа проанализирует его.

Для удобства пользователей сервис провидит поэтапную проверку
. В большинстве случаев процесс проверки осуществляет в три этапа: определение части речи, морфологические признаки и вероятная синтаксическая роль.План "синтаксический разбор предложения" (9 класс)

Плюсы
:

  • Подробный анализ.
  • Оперативная работа сайта.
  • Отсутствие рекламы.

Минусы
:

  • Разбор осуществляется в рамках одного слова.
  • Основной акцент ресурса сделан на морфологии.
  • Узкая специализация.

Грамота.ру

Грамота.ру – русскоязычный сайт, разбирающий запрашиваемое слово. Представленный сервис осуществляет
проверку выбранного слова не только по синтаксическим и морфологическим признакам, но прогоняет выбранное слово по всем популярным словарям, включая словарь специализированных терминов.План "синтаксический разбор предложения" (9 класс)

Достоинства
:

  • Подробный анализ слова, включающий поиск значения по словарям.
  • Приятный пользовательский интерфейс.
  • Возможность выбирать критерии.

Недостатки
:

  • За раз программа разбирает одно слово.
  • Сайт больше ориентирован на морфологический разбор.

Goldlit

Сайт Goldlit — это один из лучших порталов для синтаксического разбора. Ключевое преимущество
перед русскоязычными конкурентами – возможность анализировать предложения целиком.

Алгоритм действий предельно прост: пользователь вводит фразу или слово. Портал обрабатывает информацию и разбирает каждое слово в отдельности. Возле каждого члена
пишется начальные формы слова, часть речи к которому оно принадлежит, а после производится грамматический анализ и склонение по падежам.План "синтаксический разбор предложения" (9 класс)

Плюсы
:

  • Детальный синтаксический и грамматический разбор.
  • Нет ограничений по тематике и числу знаков.
  • Дружелюбный интерфейс.
  • Сайт прост в освоении.
  • Дополнительная информация по литературе.

Минусы
:

  • Отсутствие справочников по грамматике.
  • Сервис больше направлен на литературу.

Слова и словосочетания — это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь

Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор простых и сложных предложений в интернете

Очевидно, что такой анализ занимает много времени и сил, требует определенных знаний и навыков. Поэтому многие ученики предпочитают делать анализ синтаксической конструкции по составу онлайн. Это хорошее средство для самопроверки, но только в том случае, если качество сервиса заслуживает уважения.

Сделать разбор можно на сайте Главред (glvrd.ru). Анализ синтаксиса здесь не соответствует школьному, но подскажет названия частей речи и определит некоторые члены предложения. Для использования:

  1. Вставить текст в окно на главной странице.
  2. Выбрать вкладку “Синтаксис” над верхней левой частью окна.
  3. Навести на подсвеченное слово и получить информацию в белом поле справа от окна.

Еще один ресурс – Школьный помощник (school-assistant.ru). Его преимущество – краткость в изложении материала. Путь к информации по анализу таков:

  1. В левом меню кликнуть “Русский”.
  2. Выбрать нужный класс (5, 6, 7).
  3. Выбрать интересующий раздел.

На странице появится краткая теоретическая справка и задания, которые после выполнения пройдут автоматическую проверку. Чтобы сохранять результаты, надо зарегистрироваться в личном кабинете.

Связь частей сложного предложения

Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:

  • Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но
    . Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: «Солнце светило, а облака плыли».
  • Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя
    и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: «Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча».

Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении. Порядок при синтаксическом разборе. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений. Ошибки при разборе простого предложения§4. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Выделяем из предложения нужное словосочетание. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.

Важно соблюдать порядок разбора. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Чертим схему предложения. Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном.

Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. I. Разобрать предложение по членам. II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку. III. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: – повествовательное, – вопросительное, – побудительное.

Примеры

Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.

Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)

1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение от главного.

2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Небо кажется фиолетовым.

1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.

3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:

Он видел, как девушка кормила голубей, слетевшихся к ней, как беззаботно было на улице.

1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.

2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Что мы узнали?

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен той или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора): Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения. Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие
(порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора): Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу. Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие
(порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме. Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие
(порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора): Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись. Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Seosin

РиÑ. 4 СеоÑин

ÐеÑейÑи!

 

Ð ÑеÑвиÑе

ÐаннÑй инÑеÑнеÑ-ÑÐ°Ð¹Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¿ÑедназнаÑен Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑинÑакÑиÑеÑкого ÑазбоÑа пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð»Ð°Ð¹Ð½

Ðн наиболее близок по ÑÐ¸Ð¿Ñ ÑабоÑÑ Ðº пеÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ ÑаÑÑмоÑÑÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑеÑвиÑÑ â на ÑÑаÑÑовой ÑÑÑаниÑе имееÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ðµ ввода, в коÑоÑое полÑзоваÑÐµÐ»Ñ Ð²ÑÑавлÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ или неÑколÑко пÑедложений, поÑле Ñего пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸Ñ ÑазбоÑ.

УказÑваÑÑÑÑ Ð¸ гÑаÑиÑеÑки обознаÑаÑÑÑÑ ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑедложениÑ.

ÐÑеимÑÑеÑÑва:

  • СеÑÐ²Ð¸Ñ ÑпÑавлÑеÑÑÑ Ñ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно ÑложнÑми пÑедложениÑми, пÑиÑем бÑÑÑÑо и пÑавилÑно.
  • Ð¡Ð°Ð¹Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¾ÑиенÑиÑован на Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑнкÑиÑ, благодаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÐµÐ³Ð¾ инÑеÑÑÐµÐ¹Ñ Ð¿ÑоÑÑой, ÑдобнÑй Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑабоÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼.
  • ÐалиÑие гÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñений ÑинÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ñленов пÑедложениÑ.
  • СпоÑобен ÑабоÑаÑÑ Ð¸ ÑÑÑекÑивно бÑÑÑÑо ÑазбиÑаÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко одно опÑеделенное пÑедложение, но и веÑÑ ÑекÑÑ ÑÑазÑ.

ÐедоÑÑаÑки:

  • Ð¡Ð°Ð¹Ñ ÑабоÑÐ°ÐµÑ ÐºÑайне неÑÑабилÑно, бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑÑпен Ñедко и на коÑоÑкий ÑÑок.
  • Ðе Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑпÑавоÑной инÑоÑмаÑии вовÑе.
  • ÐÐµÑ Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñного пÑÐ¸Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ опÑимизиÑованной под ÑмаÑÑÑон веÑÑии ÑайÑа.

III. Пунктуация

40.Знаки
препинания в конце предложений(.?!).

Выпиши
предложение правильно. Придумай свое
или найди в учебнике предложение с таким
же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай
так

:
Слава нашей Родине !

Слава труду !

41.
Однородные члены предложения.

Выпиши
предложение. Правильно расставь знаки.
Подчеркни однородные члены предложения.
Начерти схему предложения.

Делай
так

:
Грачи
,
скворцы

и жаворонки

улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки
препинания при однородных членах:

О
да (=и) О

О,
да (= но) О

и
О, и О,и О,и О

или
О, или О,или О,или О

О, и О,и О,и О

42.Сложное
предложение.

Выпиши
правильно предложение. Подчеркни
грамматические основы. Начерти схемы.

Делай
так:

Дремлют

рыбы

под водой, почивает

сом

седой.

],

].

43.Предложения
с прямой речью.

Запиши
правильно предложение. Составь схему.

Делай
так

:

1)
Олег успокаивал мать: «Все будет
хорошо».

2)
Он крикнул: «Вперёд, ребята!»

3)
Он спросил: «Ты откуда, парень?»

4)
«Я тебя не выдам», — обещал Иван.

5)»Пожар!»
– крикнула Таня.

6)
«Кто это был?» – спросила Оля.

7)
«Я врач, — сказал он,- сегодня дежурю».

«П,
— а, — п».

8)
«Наше присутствие необходимо, —
закончил Петров.- Выезжаем утром».

«П,
— а. — П».

9)
«Почему в пять? – спросил брат.- Это
очень рано».

«П?
— а. — П».

10)
«Ну и отлично! – воскликнула Аня.-
Поедем вместе».

«П!
— а. — П».

11)
«Он из нашей группы, – сказал Иван.-
Садись, Пётр!»

«П,
— а. – П!»

УЧИТЕЛЮ
И РОДИТЕЛЯМ

«Памятка
по выполнению работы над ошибками по
русскому языку» состоит из трёх разделов:
«Правила правописания», «Виды разборов»,
«Пунктуация».

В
первом и третьем разделе даны указания
о том, какие операции и в какой
последовательности необходимо произвести
учащимся при выполнении работы над
ошибками. Для того чтобы ученик мог
быстро и легко найти в памятке нужную
орфограмму, каждое правило имеет свой
порядковый номер.

Работу
по памятке мы предлагаем проводить
следующим образом. К традиционным
обозначениям ошибок на полях приписывать
номер орфограммы, помещенной в памятке.
После проверенной работы пропускать
две строчки и на последующих строчках
указывать эти номера.

Ученик,
получив тетрадь, должен выполнить работу
над ошибками строго по памятке. Каждую
работу учитель проверяет и оценивает,
при этом учитывается правильность и
точность исправления.

Например:
на улице сильный морос – на полях ученик
видит|
№20.
Он открывает книжку-памятку и читает
алгоритм работы:

№20
Мороз

– мороз
ы
.

Таким
образом, основными видами самостоятельной
работы учащихся над ошибками являются:

Самостоятельное исправление (потом
можно предложить самостоятельное
отыскивание) ошибок;

Самостоятельное выписывание слов, в
которых допущена ошибка;

Подбор проверочных слов;

Повторение правил.

Учитывая
необходимость преемственности начальной
и средней ступени обучения при составлении
третьего раздела «Виды разборов»
(морфемный, фонетический, морфологический,
синтаксический) мы опирались на учебник
для 5 класса общеобразовательных
учреждений, авторы Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памятка
по выполнению работы над ошибками по
русскому языку» может быть использована
в учебной работе по любой программе
начальной школы, как при групповой форме
работы, так и при индивидуальной,
самостоятельной работе ученика в классе
или дома.

Литература

1.Русский
язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В.
Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф,
2011.-464 с.- (Начальная школа XXI
века).

2.Русский
язык: Теория: Учебник для 5-9 кл.
общеобразоват. учеб. заведений /В.В.
Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.:
Просвещение,1994.-256 с.

3.
Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват.
учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,
Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение,
2007.-317 с.

4.
Справочник для начальных классов.
Пособие для учащихся 3-5 классов, их
родителей и учителей. /Т.В. Шклярова —
М.: «Грамотей», 2012, 128 с.

Предложение содержит информацию, спрашивает о ней или направляет на действие. Чаще всего имеет основу и описывающие её второстепенные члены. Чтобы усвоить или освежить в памяти тему, полезно изучить примеры грамматического разбора предложения в русском языке.

Основа

В любой основе имеется подлежащее и сказуемое. При разборе первое слово подчёркивается одной линией, второе – двумя. Например, «Наступила ночь». Здесь грамматической основой выступает полная фраза. В ней подлежащее слово «ночь». Подлежащее не может находиться ни в каком другом падеже, кроме именительного.

По соседству находится сказуемое «наступила», которое описывает действие, совершённое с подлежащим. (Пришёл рассвет. Наступила осень.) В зависимости от того, простым или сложным является предложение, выделяют одну или две основы. В высказывании «Жёлтые листья опадают с деревьев» одна грамматическая основа. А здесь две основы: «Луна спряталась – наступило утро».

План "синтаксический разбор предложения" (9 класс)

Перед синтаксическим разбором фразы необходимо найти дополнительные члены предложения:

Чаще всего дополнение — это существительное или местоимение. Ко второму члену предложения могут добавляться предлоги. Оно отвечает на все вопросы падежей. Сюда не входит именительный падеж, так как он может быть только у подлежащего. Посмотри (куда?) на небо. Обсудим (что?) вопрос. В семантическом значении они стоят в одном ряду с существительным.
Определение выполняет описательную функцию, отвечая на вопрос «Какой? Чей?». Часто сложно выявить член предложения из-за того, что оно бывает двух видов. Согласованное, когда два слова находятся в одном лице, роде, числе и падеже. Несогласованное выступает словосочетанием с управлением и примыканием. Например: «На стене висит книжная полка. На стене висит полка для книг». В обоих случаях можно задать вопрос: какая? Однако отличием является согласованность и несогласованность определения.
Обстоятельство описывает образ действия, время. Считается самым обширным членом предложения. Мы встретились (где?) в магазине. (Когда?) Вчера мы ходили в кино. Я (как?) легко сделаю упражнение. Это приводит к тому, что обстоятельство часто путают с дополнением

Здесь важно правильно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

План "синтаксический разбор предложения" (9 класс)

Взаимосвязь при написании

Важно сказать, что все второстепенные члены обязательно связаны с одним из главных слов. Определение находится в составе подлежащего, поэтому вопросы задают именно от этого члена предложения

А вот дополнение и обстоятельство связано со сказуемым.

На письме при разборе следует обозначить второстепенные члены. Если подлежащее и сказуемое подчёркивают одной и двумя линиями соответственно, то дополнение выделяют пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – точкой и тире. При синтаксическом разборе следует обязательно указывать в графическом варианте, чем является каждое слово.

Члены предложения

Это интересно: Как сделать правильно проект «Моя семья» для первого класса + ОБРАЗЦЫ, пошаговая ИНСТРУКЦИЯ и 75 ФОТО

Главные

Подлежащее

Отвечает на вопросы: кто? Что?

Примеры: Аня, Мама, Алексей Иванович, погода и т.п.

Подлежащим может быть любое существительное, местоимение, совершающее действие в предложение:

«Я помыл руки»; «Погода нас порадовала»; «Мама попросила сходить в магазин»; «Алексей Иванович не любит гостей»; «Аня посмотрела на письмо и заплакала».

Подлежащее может стоять в начале предложения, в середине, в конце. Его выделяют прямой чертой.

Сказуемое

Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?

Примеры: пишет, читает, разговаривает, любит.

Сказуемое – это глагол. Сказуемое всегда совершает действие и связано с подлежащим:

«Мы выписали важную информацию в тетрадь»; «Зачем ты испытываешь мое терпение?»; «Я вдруг почувствовала на себе взгляд соседского мальчишки и мне стало не по себе.»

Выделяют двумя чертами.

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим

Подлежащее и сказуемое согласованы между собой в числе, роде и лице.  Нельзя выделить основу: «Собака жили»; Можно выделить основу «собака жила». Если подлежащее и сказуемое не согласуются между собой, то либо вы нашли существительное неправильно, либо в предложении несколько грамматических основ.

Второстепенные

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Указывает на результат совершенного действия, либо на предмет, с которым совершается действие. Выделяется пунктиром.

«Я устала от одиночества» — процитировала Аню сестра» — фраза принадлежит Ане, сестра ее процитировала, значит, дополнением служит «Аню» (кого?).

«Миша ненавидел среды из-за уроков французского» — Из-за чего Миша ненавидел среды? – из-за уроков французского, значит, это дополнение.

Чтобы не перепутать дополнение с обстоятельством и определением, важно перечитывать предложение и задавать правильные вопросы. Важен контекст, поэтому вслепую выделять дополнение нельзя

Определение

Показывает качества, свойства и признак предмета. В предложении выделяют волнистой линией.

«Кот Тимофей лег на коврик и показал свой пушистый бочок.» — бочок какой? – пушистый.

«Сотри свои красные губы, они тебе совершенно не идут!» — губы какие? – красные.

«Интересно, как может такой красивый, интересный и интеллигентный человек, согласится на такое отвратительное предложение?» — «красивый, интересный и интеллигентный» — качества, определяющие описываемого человека.

«Отвратительное» — признак, описывающий предложение, поступившее человеку, о котором ведется повествование. Следовательно, в предложении 4 определения.

Обстоятельство

Зависит от сказуемого и выражает признак действия или предмета. Выделяют пунктиром с точкой.

«Встреча была назначена вечером, в холле нашего отеля» — когда была назначена встреча? – вечером; где назначена встреча? – в холле отеля.

«Я путешествую только поездами, так как самолеты кажутся мне небезопасными» — как ты путешествуешь? – только поездами. В предложении одно обстоятельство.

«Он поехал в Европу, ему нужно срочно увидеть что-то красивое» — куда он поехал? – в Европу; увидеть как? – срочно. В предложении два обстоятельства.

Существует несколько видов обстоятельств:

  • Времени
  • Места
  • Цели
  • Сравнения
  • Условия
  • Уступки
  • Меры и степени
  • Причины

Виды обстоятельств по значению

Каждый вид выделяется одинаково – пунктиром с точкой.

Морфемы — части слова предложение

предложениеПодробный paзбop cлoва предложение пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa предложение, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).

  • Морфемы схема: предложени/е
  • Структура слова по морфемам: корень/окончание
  • Схема (конструкция) слова предложение по составу: корень предложени + окончание е
  • Список морфем в слове предложение:
    • предложени — корень
    • е — окончание
  • Bиды мopфeм и их количество в слове предложение:
    • пpиcтaвкa: отсутствует — 0
    • кopeнь: предложени — 1
    • coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует — 0
    • cyффикc: отсутствует — 0
    • пocтфикc: отсутствует — 0
    • oкoнчaниe: е — 1

Bceгo морфем в cлoвe: 2.

Поделитесь с друзьями
РубрикиБез рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *